Миссия Группы Всемирного банка
заключается в искоренении крайней нищеты и повышении общего благосостояния
на пригодной для жизни планете
Группа Всемирного банка (ГВБ) включает пять
многосторонних институтов: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную
ассоциацию развития
(МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее
агентство по гарантированию инвестиций
(МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных
споров (МЦУИС),
которые совместно работают над сокращением бедности и продвигают устойчивое
развитие с использованием знаний, финансирования и опыта. ГВБ предоставляет
странам-членам финансирование и консультации по политическим вопросам,
инвестирует в развитие частного сектора, обеспечивает инвестиционные гарантии и
помогает урегулировать инвестиционные споры с целью продвижения устойчивого и
стабильного роста.
С
момента своего создания в 1944 году Группа Всемирного банка трансформировалась
из одной организации в объединение пяти тесно взаимодействующих институтов
развития. Миссия этой организации претерпела значительные изменения.
Первоначально роль Международного банка реконструкции и развития заключалась в
содействии послевоенному восстановлению и развитию, а сегодня его основной
задачей является борьба с бедностью во всем мире.
МБРР
и МАР, совместно именуемые Всемирным банком, играют взаимодополняющие роли,
финансируя проекты в области развития и предоставляя политические рекомендации,
направленные на содействие прогрессу в странах со средним уровнем доходов и на
борьбу с бедностью в беднейших странах мира. МФК - крупнейший мировой институт
развития, который занимается вопросами развития частного сектора и повышения
качества жизни в развивающихся странах, способствуя росту частного бизнеса и
связывая экономическое развитие с гуманитарными потребностями. МАГИ привлекает
прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны, поддерживая их
экономический рост и обеспечивая гарантии для инвесторов и кредиторов. МЦУИС
служит платформой для разрешения споров между инвесторами и государством в
отношении большинства международных инвестиционных соглашений и многочисленных
инвестиционных законов и контрактов.
Руководствуясь
видением мира, свободного от бедности на пригодной для жизни планете, ГВБ
сотрудничает с правительствами, заинтересованными сторонами частного сектора и
гражданским обществом в решении глобальных проблем и продвижении инклюзивного
развития.
ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ
ГВБ
предоставляет займы под низкие проценты, беспроцентные кредиты и гранты странам-членам, коммерческое финансирование и
консультационные услуги
частному сектору и квазигосударственным организациям, а также гарантии. Мы поддерживаем развитие
образования, здравоохранения, государственного управления, инфраструктуры,
обрабатывающей промышленности, финансового сектора, сельского хозяйства, а
также управления окружающей средой и природными ресурсами. Многие партнеры обращаются
за помощью в управлении инициативами в целом ряде секторов и развивающихся
регионов. Некоторые проекты финансируются совместно с правительствами и другими
многосторонними институтами, а также с коммерческими банками,
экспортно-кредитными агентствами и инвесторами частного сектора. Мы используем
наши собственные ресурсы, а также средства, предоставленные двусторонними,
многосторонними и корпоративными донорами, которые доверяют ГВБ управление
своими финансами, в целях максимизации воздействия помощи в целях развития.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА
МИРОВОМ УРОВНЕ
Помимо
предоставления финансовых ресурсов, ГВБ предлагает поддержку развивающимся
странам и партнерам из частного сектора в формате консультирования по
политическим вопросам, проведения исследований и анализа, а также оказания
консультационных услуг. Ее аналитическая работа часто лежит в основе
финансирования ГВБ и помогает развивающимся странам обосновывать свои
собственные инвестиции. Кроме того, она способствует развитию потенциала стран
и их частного сектора, обеспечивая доступ к лучшему мировому опыту и продвигая
использование передовых знаний. ГВБ постоянно работает над совершенствованием
методов распространения знаний среди клиентов и широкой общественности.
ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА В КАЗАХСТАНЕ
Казахстан
стал членом Всемирного банка в 1992 году, членом МФК и МАГИ - в 1993 году, а
членом МЦУИС - в 2000 году. С тех пор Всемирный банк предоставил стране 45
займов на сумму более 8 миллиардов долларов США, а совокупные инвестиции МФК
превысили 2,5 миллиарда долларов США в рамках более 60 проектов.
Мы
с гордостью отмечаем, что наши совместные усилия способствовали достижению
таких превосходных реальных результатов, как восстановление северной части
Аральского моря и двукратное увеличение объема воды, сохранение лесов,
модернизация системы энергоснабжения страны.
Ключевые улучшения
инфраструктуры, например ремонт главных дорог и аэропортов, также являются
свидетельством этого прогресса. Знаковые проекты в этом секторе включают
структуризацию и проведение тендера по проекту ГЧП «БАКАД» и финансирование
строительства нового пассажирского терминала в аэропорту Алматы.
Значительные успехи
также были достигнуты в сфере профессионального и технического образования,
модернизации здравоохранения и коммерциализации технологий. В дополнение к этим
усилиям Группа оказывает адресную поддержку микро-, малым и средним предприятиям
(ММСП), включая женщин-предпринимателей и предприятия сельского агробизнеса,
через местные финансовые учреждения, что способствует инклюзивному росту и
обеспечивает экономическую устойчивость.
ГВБ поддерживает
инициативы Казахстана по декарбонизации, направленные на достижение углеродной
нейтральности к 2060 году и выполнение обязательств в рамках Глобальной
инициативе по сокращению выбросов метана.
РАМОЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ПАРТНЕРСТВЕ НА 2020-2025 ГОДЫ
Рамочное соглашение о
партнерстве с Казахстаном (РСП)
направлено на ускорение трансформации Казахстана в современное общество с
основанной на знаниях, диверсифицированной и управляемой частным сектором
экономикой. Приоритетными направлениями РСП являются:
В
основе этих приоритетных направлений лежит сквозная тема повышения
эффективности государственного сектора и институционального развития.
В
настоящее время по согласованию с партнерами и гражданским обществом
разрабатывается новое РСП с целью формирования новой инвестиционной программы и
подготовки качественной технической помощи Правительству на 2026–2030 годы.
КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ
С
2003 года Всемирный банк значительно расширил круг своих консультационных услуг
и аналитики (КУА), предоставляемых в рамках Программы совместных экономических
исследований (ПСЭИ). ПСЭИ основана на стратегических приоритетах Правительства,
ориентированных на устранение пробелов в области развития, кающихся роста,
управления и предоставления государственных услуг. Программа финансируется
Правительством и призвана обеспечить твердую приверженность со стороны
государства при одновременной оптимизации вклада Банка, не ограничивающегося
предоставлением финансирования. Основные направления и сфера программы экономических
исследований определяются Правительством на основе консультаций с Всемирным
банком.
С
2003 года было выполнено более 100 задач, в том числе 20 мозговых штурмов
высокого уровня, которые внесли непосредственный вклад в амбициозную программу
реформ Правительства. Ключевые результаты, полученные при поддержке ПСЭИ в
последние годы, включают, среди прочего, техническую помощь, обеспечившую
разработку новой Концепции инвестиционной политики до 2025 года, наряду с
подготовкой Плана действий в области инвестиционной политики; поддержку в
разработке нового Закона о местном самоуправлении; помощь в разработке Закона
об агломерациях, который был принят в ноябре 2022 года; и поддержку в
разработке методологии определения минимальной заработной платы, принятой
Правительством в марте 2024 года, и т. д.
Обновленное
и недавно подписанное Рамочное соглашение по ПСЭИ на 2025-2029 финансовые годы
позволит нам расширить наше сотрудничество. Ожидается, что вскоре будет начата
реализация программы ПСЭИ на 2025 финансовый год, в которой основное внимание
будет уделяться нескольким областям, которые являются приоритетными для
Правительства, включая, среди прочего, образование, судебную реформу и
страхование от рисков природных катастроф. Ключевые мероприятия КУА,
профинансированные Банком в последние несколько лет, включали Обзор
государственных финансов Казахстана, Диагностику горнодобывающего сектора
Казахстана, Исследование справедливого развития человеческого капитала,
Страновой экономический меморандум, Доклад об изменении климата и развитии,
Программу оценки стабильности финансовой системы, Оценку бедности в Казахстане
и другие.
В
отношении финансового сектора Казахстан при поддержке МФК стал первой страной в
Центральной Азии, которая ввела обязательное раскрытие ЭСУ и Руководство по
управлению экологическими и социальными рисками, создав более прозрачный и
устойчивый инвестиционный климат. Одновременно усилия направлены на
преобразовании микрофинансовых организаций в банки с целью повышения финансовой
доступности и устойчивости.
ГВБ
при поддержке Правительства Японии проводит тренинг по сертификации CP3P, с тем
чтобы обучить представителей государственных органов и квазигосударственных
структур практическим методам разработки и управления проектами ГЧП, что
позволит успешно реализовывать сложные инфраструктурные инициативы.
ГВБ
провела оценку рынка проблемных активов в Казахстане и предоставила
рекомендации по сокращению неработающих кредитов с использованием рыночных
инструментов.
ТЕКУЩИЙ ПОРТФЕЛЬ
По
состоянию на декабрь 2024 года программа МБРР в Казахстане включала
кредитование 8 действующих проектов на общую
сумму 4,7 миллиарда долларов США, включая
финансирование политики в области развития и инвестиции в цифровое развитие,
инновации, сельское хозяйство, транспорт и водохозяйственный сектор.
По состоянию на декабрь 2024 года общая стоимость инвестиционного портфеля МФК в Казахстане составляла 254,5 миллиона долларов США. Этот портфель распределен по различным секторам: инфраструктурные проекты, включая аэропорт Алматы, финансовые институты, микрокредитные организации, а также обрабатывающую промышленность и сектор услуг.
|